Ямковость школьной скамьи

"Київавтодор ліквідував ще 1 685 кв. м аварійно-небезпечної ямковості на дорогах міста... Також працівники КК «Київавтодор» продовжують здійснювати заходи з приведення вулично-шляхової мережі міста в належний санітарний стан."
 -- Новости Киевской госадминистрации 

Мы привыкли к тому, что городские чиновники ликвидируют аварийно-опасную ямковость, осуществляют мероприятия по улучшению планирования борьбы с ненадлежащим санитарно-гигиеническим состоянием улично-дорожной сети, предпринимают меры по созданию условий интенсивного развития рекреационной инфраструктуры. Такой уж у них язык, они так говорят, пишут, и думают.
Вчера же я узнал, где они научились этому языку. Имеются в Киеве соответствующие учебные заведения: “Колледж городского хозяйства” и “Академия муниципального управления”. Признаюсь, я не знаком с учебной программой этих уважаемых институтов, но я знаю, что их студенты не обедают в какой-нибудь вульгарной столовой, они предпринимают меры по устранению голодности в “центре студенческого питания”. И если несколько лет ты не ел, а наполнял органы пищеварения в специальном центре, то некоторая ямковость языка становится его надлежащим состоянием.

Остров Невезения


Бриллиантовая Рука” - любимый советский фильм, думаю не только для меня любимый. Но не все знают, что Остров Невезения из песенки так зажигательно исполненной Мироновым на самом деле существует. Остров этот имеет свою государственность, зовется это государство Науру.
Жителям Науру действительно очень не везет - страна банкрот, безработица 90 процентов, власти воруют все, что можно украсть. Но уже почти все украдено, да еще и население постоянно сокращается - осталось всего девять тысяч душ. Выручала только Россия - за признание независимости Абхазии заплатила 50 миллионов долларов. Но что такое 50 лимонов, их уже давно нет.
Конечно, изголодавшиеся правители предвкушают очередную подачку за признание аннексии Крыма. Но я бы посоветовал им мыслить стратегически и таки отменить понедельники.
А как отменить - придумал сам г-н Путин. Пожизненный президент РФ объявил, что он с барского плеча дарит российское гражданство всем жителям Крыма, те же, кому такой подарок не нравится, должны в течение месяца должны от него отказаться (как отказаться непонятно, но счетчик уже тикает).
Если РФ можно - то почему Науру нельзя?
Науру должна выбрать страну, ну например, ту же Россию, и объявить всех россиян гражданами Науру. Разумеется, тем кто не хочет, Науру даст месяц, чтобы они лично прибыли на остров и отказались (самолеты не летают, но раз в неделю с соседнего острова ходит баркас). Кто не успел - тот науранец. А приобретя 150 миллионов новых граждан Науру получит побольше, чем жалкая подачка в 50 лимонов.
Это же вообще золотое дно - можно продать коллекторам право сбора налогов с новых граждан, торговать  местами в науранском парламенте и генеральскими званиями, малоимущим можно предлагать губернаторские должности, звания же атаманов науранского казачества можно раздавать по три в руки с большой скидкой.  Можно объявить кому-нибудь войну, лучше всему миру сразу, а с новых подданных брать взятки за отмазку от воинской службы. На вырученные деньги можно будет даже Дмитрия Киселева нанять, чтобы он им на ночь вещал о том, как Науру рассаживает по всему миру ядерные грибы. А разве может быть для науранца сон слаще того в котором весь мир это ядерное пепелище. 

Граждане России, не удивляйтесь, если завтра проснетесь науранцами - это не я, это Андрей Миронов 45 лет назад про Остров Невезения спел.




https://www.youtube.com/watch?v=lzv4vno2o8I

У воды нет памяти

Не так уж давно, теория о том, что вода имеет память была страшна популярна.
Проводились научные исследования, которые якобы теорию подтверждали. Публика была в восторге, газеты печатали статьи, выходили книги и научно-популярные фильмы.
Правда, почему-то результаты экспериментов не воспроизводились в других лабораториях. Жак Бенвист объяснял это тем, что вода показывает свою память только "симпатизирующим" ей исследователям, а не симпатичным мстит и прикидывается беспамятной, и то, что его опыты не могут воспроизвести другие ученые, как раз подтверждает, что вода все помнит, мало того, что помнит, она к тому же и злопамятна. Поняв, что имеет дело с шарлатанами, ученый мир положил теорию структурированной воды на полку рядом с проектами вечных двигателей. Но в популярном сознании теория не умерла, наоборот живет и здравствует. 
И мне кажется я понял, чем же так привлекательна эта теория, почему она стала таким цепким мемом. Итак, вода помнит все, все с чем когда-либо соприкасалась, неважно была ли она при этом паром, льдом или жидкостью, неважно на каком расстояние это соприкосновение произошло - да хоть через океан, неважно когда это произошла - да хоть еще до возникновения Земли. И получается, вода знает все что есть, все что было, а раз под луной нет ничего нового, то и все что будет. 
Не прилагая никаких усилий вода знает все. 
Зачем в чем-то разбираться, анализировать, обдумывать, сопоставлять - достаточно соприкоснуться - и я уже все знаю. Привлекательная идея, как таблетки знаний описанных в фантастических романах. Выпил таблеточку и знаешь теорию относительности лучше, чем знал Энштейн, выпил другую на скрипке играешь так, как Паганини даже не снилось.  Но жизнь не Матрица. Крыса живущая в библиотеке не становится ученым, водитель мусоровоза проезжающий каждое утро возле филармонии не становится от этого знатоком классической музыки. Я, кстати, вовсе не хочу обидеть водителя. Он вполне может быть тонким ценителем музыки, но стал он им вовсе не от соприкосновения с мусорным контейнером стоящим на заднем дворе филармонии.
 Дэн Ариэли утверждает, что люди очень хорошо понимают ограничения физического мира, но когда речь заходит о ментальных способностях, об умение принимать решения, то здесь мы все уверены в своих способностях. Но Дэн не просто, что-то утверждает он проводит исследования, воспроизводимые исследования, которые показывают, как нам на самом деле трудно принимать решения, как часто мы ошибаемся, как легко нами манипулировать.

А манипулировать нами легко, потому что мы слишком переоцениваем наши способности понимать, что на самом деле происходит, и слишком недооцениваем сколько же усилий надо потратить, чтобы хотя бы приблизиться к истинному пониманию. Просто плыть в море информации куда проще, чем пытаться ее осмыслить.
Но как нет у воды памяти, так и истинное понимание не приходит само по себе...



Избавить мир от ... , или магия вопроса

"Если бы Вы могли избавить мир от одной вещи, что бы это было?"
Случайно выбранный из огромной коллекции этого сайта. Хороший вопрос. Что бы такое, действительно, выкинуть с этой планеты, чтобы сделать ее получше?

Почему-то сразу подумалось о политиках, правда, там места пустовать не будут. Эх, избавиться бы сразу от всех их. Но это значит избавиться от целого класса, а не не от чего-то одного. Нет, все-таки надо себя ограничить - только одна вещь, один предмет, один человек, одно существо, но не классы, группы, виды. Недаром же ученые так плачутся о разбалансированных экологических системах, о том как исчезновение одного вида дестабилизирует всю систему. Люди истребили волков, лосям становится вольготно, они сжирают всю растительность, исчезают птицы, белки и прочая мелюзга. И жирным лосям становится скучно - ни птичьего пения, ни весеннего цветения. На то и волк, чтобы лось не умер от тоски и ожирения.
Решено, классы не трогаю.

Но что тогда? Я выглянул в окно - внизу обычный бардак припаркованных, как и где попало машин. Покончить с м...цкой парковкой! Но это не вещь, это явление, причем сродни разрухе оно скорее в головах.
За головы и явления не берусь.  

Избавиться надо от чего-то конкретного. Как насчет бабы с мечом? Киев она, конечно, никогда не украшала, но после развала Союза стала памятником той эпохе. А на фоне высоченных квадратных метров, захватывающих днепровские склоны, она приобрела и некий символизм. Что там побеждает и добро и зло? В Киеве много чего лишнего понастроили, от всего не избавишься.

И вообще, что же я так эгоистично, только о Киеве беспокоюсь. Ведь есть шанс целый мир сделать лучше. И мои мысли устремились в космос. Планеты не трогаю, их и так недавно стало на одну меньше. Из 400 миллиардов звезд нашей галактики ни одна ничего плохого мне не сделала, да и чем она одна выделяется? Есть, правда, астероид 2004 MN4, который лет через пятнадцать собирается опасно близко подлететь к наше планете. Правда он один из тысячи известных нам потенциально опасных. И ключевое слово - известных, а мне кажется, если что и плюхнется на Землю, то что-то из неизвестных.

Спущусь-ка я с небес. Можно помирить Англию и Аргентину, избавившись от Фолклендских островов. Или Россию с Японией за счет Курил.
Хорошо бы избавиться от четвертого реактора. Конечно эгоистично - почему не от Фукушимы, но она далеко, а Чернобыль близко.
Где-то на дне Тихого океана лежит потерянная американцами атомная бомба. Можно от нее на всякий случай избавиться. Правда никто и не заметит.
А чтобы было заметно, нужно избавиться от какого-нибудь символа. От серпа и молота, например. Или от гимна СССР - пускай россияне напрягутся и что-то новенькое сочинят.

Тут меня поперло и идеи пошли одна за одной. Список рос, аппетит разгорался.
Но стоп! Нужно выбрать что-то одно. Одно ... из такого списка.
Надо же было так разойтись от гипотетического вопроса. Какая разница, выберу ли я четвертый реактор или астероид MN4 Никуда они не денутся.

И тут мой взгляд упал на стоящий в углу старый телевизор. Уже три года стоящий в углу старый телевизор. Вот от чего надо избавиться! Что я и сделал.

Не знаю стал ли мир от этого значительно лучше, но в комнате стало уютнее, а ведь она тоже часть мира.
Вот что значит хороший вопрос.

Инфляция измерений

Бойкую вывеску "4D кинотеатр" первый раз я увидел несколько лет назад в Крыму. Я улыбнулся - ребята вышли в четвертое измерение, прошел метров сто и увидел кинотеатр покоривший и пятое. И тогда я даже представил себе, что же они могли подразумевать под дополнительными измерениями.

Этой осенью я вновь столкнулся с покорителями гиперпространства. В Судаке по дороге на набережную увидел 7D кинотеатр. В этот раз придумывать, что же они имеют в виду, я не стал, понятно, что уже ничего, а просто играют в игру кто больше. Вряд ли они изучали маркетинг в институте, но заповедям его следуют - каждый год надо запускать "новый" "улучшенный" продукт. Вот и улучшают старательно вывеску, к очередному курортному сезону прибавляя по измерению, а то и по два.

Так через пару лет дойдут и до десяти - подумал я . Ан нет, дошли через пять минут, вернее, я дошел, до набережной, а на ней красуется 12D кинотеатр. Конкурентов надо сразить, нечего баловаться промежуточными циферками, застревать на девяти, робеть разменять десяток.  12D владелец опередил конкурентов сразу на несколько ходов (заодно утер нос теорфизикам, которые в своей теории струн додумались только до одиннадцати измерений).
Я улыбнулся, но как-то грустно. Мне вспомнились времена, когда я был купонным миллионером, и деньги носил толстыми пачками, и рассчитывался пачками, и никто особенно не удосуживался пересчитывать купюры.

Ну что же, джина выпустили, маховик раскрутили - готовимся к новой гиперинфляции. 
Не удивляйтесь, увидев в следующем году 100D кинотеатры.
И дай нам бог, чтобы так стремительно обесценивались только измерения.

Улучшим и переулучшим

Чересчур, чересчур ярко - удивился я, просматривая только что загруженные на Google+ фотографии.  И тут до меня дошло - великий-и-ужасный  мои фотографии "улучшил". Ну конечно, он же Гугль, он знает лучше, и печально ему смотреть на потуги фотографов-любителей (коих на земном шаре уже почти 6 миллиардов), вот он и делает мир прекрасней, улучшает его. Прямо как бог на четвертый день решил, что небо бледновато, и добавил синевы.

Но Гугль улучшает  пока скромненько. Ну поцветастей сделал, яркости добавил, контраста - мы же Гугль у нас все ярко. Но кажется мне, что это только начало, только первые шаги. Да, пейзажи стали выглядеть ярко, глянцево. "Но я то, я то, пока еще не похожа на модель" - возмутится пользовательница сервиса. И правильно возмутится, взялся улучшать - улучшай.

Так что следующий вполне логичный шаг - это омолаживание. В голливудских фильмах все актеры выглядят двадцатилетними - установим такой же лимит и для Google+. Технически ничего сложного, фотошоп это давно умеет -  так что тут Гуглю надо только принять решение. Впрочем, впрочем, рассматривал я давеча последний альбом одной своей знакомой, и теперь понимаю, что решение уже принято, и  молодильный фильтр включен.

Омолодить лицо - дело нехитрое, но надо ведь и грудь увеличить, животик подтянуть,
целлюлиты поубирать. Так, чтобы съездила бабушка пенсионерка в Крым отдохнуть, и по возвращению делится с подругой альбомчиком, а он - как фотосессия для Плейбой. Ну почти как Плейбой. Почему почти? А потому, что отдыхала бабушка в Алуште. Пляж как-то грязноват, ресторанчики убогие, полно мусора и не очень модельных отдыхающих. Гуглю есть, что поулучшать. Сделаем Алушту похожей на Малибу. Делов-то - подсыпем песочка на пляж, валяющиеся бутылки уберем, подлатаем набережную. А что это за пожилой мужичок на заднем фоне с пивом в пластиковом стакане? Дадим-ка ему мохито в шикарном бокале, добавим мускулатуры, загара, омолодим само-собой. Вот теперь не стыдно.
А еще наша бабушка всю жизнь хотела быть похожей на Брижит Бардо. Что опять же, волшебнику Гуглю сделать вполне под силу, под силу и мысли бабушкины прочитать, и фотографии ее забрижитить.

Не бабушкой единой. Вот средней руки чиновник фотографируется со своей машиной на фоне маленького загородного домика в три этажа. Гордо постит фотку и едет по делам. Но проезжает он мимо хором бывшего другана Петьки, того самого, что пролез на хорошую должность в министерстве,  и обидно нашему чиновнику, что у Петьки и мерседес поновей, и домик поэтажней. И расстроился бы, да Гугль ему в помощь, в фотоальбоме все улучшено - мерседес обновлен до концепта с последнего Парижского автосалона, домик вонзается в облака, пускай Петька теперь обзавидуется.

Правда, поговаривают, есть у правительства коварные планы отслеживать налогооблагаемые доходы по косвенным признакам. Так что, возможно, чиновникам безопаснее будет от автоматического улучшения отказаться.
Хотя как тут откажешься, все ведь улучшают. Не улучшишь будешь выглядеть лохом.
Опять же чиновник наш знает, что зарекаться не следует, и заглядывает периодически в гугль-альбомы отечественных исправительных учреждений. А там все так ярко, так распрекрасно, даже покруче тех пяти звезд, в которых он последний раз в Италии отдыхал.
В общем - не так страшен черт, особенно если его малюет Гугль.

Но ведь Фейсбук тоже спать не будет - а то ведь перебегут, так что будет улучшать и он. Возрастную планку снизит до семнадцати, да и разве Малибу это круто - пляжи должны быть, как на Лазурном Берегу, женщины, как Пенелопа Крус, мужчины, как Бред Питт, машины, как Бугатти Вейрон.

Инфляция и гонка улучшений - посмотрим, куда она нас заведет через пару лет. А я пока на всякий случай отпишусь от улучшений автоматических, пока есть еще такая опция - отписаться.

Это не то что мы слышим - это то что мы видим


Это не то что мы слышим, это то что мы видим - старая истина, и недавно я наткнулся на свежее ей подтверждение, причем подтверждение из сферы, где звук главенствует, из сферы музыки, классической музыки. БиБиСи опубликовала статью, рассказывающую об исследовании, показавшем, что обычные люди точно определяют результаты музыкальных конкурсов, просто просмотрев немую видеозапись выступлений. Именно так, видеозапись без звука; визуальной информации, визуального впечатления достаточно, чтобы определить победителей конкурса. Определить точно так же, как их определило жюри, составленное из музыкальных экспертов. И эти эксперты были в зале во время выступлений, они применяли сложные критерии оценки, и тем не менее, они пришли к тому же результату, что и дилетанты просмотревшие немую видеозапись. Меня это заинтересовало, и я решил узнать побольше об исследовании. 

Выяснилось, что исследователи подошли к делу серьезно  - у них были контрольные группы, одна из которых смотрела видео со звуком, а другая только слушала запись без видео. Контрольные группы определить победителей не смогли, их рейтинг не отличался от случайного распределения.
Такое же исследование провели с участием профессиональных музыкантов и музыкальных экспертов и получили аналогичные результаты. Группа, которая смотрела немую видеозапись, точно определяла победителей, контрольные группы просто гадали.  Подробности можно
прочитать на сайте БиБиСи, оригинальная публикация здесь.
 

Уж не знаю, какие выводы сделают из результатов исследования музыканты - возможно, начнут отрабатывать визуальную компоненту своего выступления, а не просто стремиться к совершенному звучанию. Организаторы же конкурсов могут задуматься, а нужно ли вообще привлекать дорогостоящих музыкальных экспертов в качестве судей, если достаточно разместить немое видео в Интернете - и голос толпы точно также определит победителей. Но лично меня статья затронула вовсе не тем, что судьи  эксперты рискуют потерять работу, а тем, что я кое-что понял о себе, о том как я воспринимаю музыку, да и не только музыку. 

Например, я зачем то покупаю билеты на концерты в филармонии в первые ряды, хотя звук лучше в середине зала. Звук лучше в середине, но вот лиц не видно. А на лицах - драма, экспрессия, страсть. И я уже не только слушаю музыку, я ее вижу, вижу прошедшей через ум и сердце исполнителя. И оцениваю я музыканта именно по тому, что я вижу. И запоминаю я, получается, то что вижу.

Лет восемь назад в филармонии выступал французский пианист, настоящий виртуоз. Для меня это было выступление, а для него же это было погружение, погружение в другой мир, в мир, каждый раз заново создаваемый им и композитором. Музыка была прекрасна, но я ее только слышал, он же в ней существовал. И его движения, игра эмоций на его лице, были как послания, как проблески из того мира, мира, в который я никогда не попаду, но к которому смог прикоснуться благодаря музыканту. Ярчайшее, незабываемое впечатления, но признаюсь, я совершенно не помню, что он играл, я помню только как. 

Можно конечно дать этому простое объяснение, мол мы люди - визуалы, запоминаем в основном картинки, запоминаем так хорошо, что можем воссоздать их в голове, а вот звуки запоминаем плохо. Мы звуки переживаем, и помним только переживания. Что кстати, делает музыку очень дзэнской - получается, она существует только здесь и сейчас, и мы не можем ее запомнить, поместив в клетку прошлого, не можем и проецировать ее в будущее. 

Что-то меня потянуло на буддизм. Хотя, почему бы нет. Ведь чтобы так погрузиться в музыку, как это делал тот пианист, как это делают мои любимые "Киевские солисты" надо забыть о рояле, забыть о скрипке, забыть о технике, надо перестать думать, надо перестать играть.  

И лишь перестав играть, музыкант проживает, переживает, оживляет музыкальную композицию, живет ею, пьеса - “это маленькая жизнь”. И зритель приходит в восторг от сопричастности к рождению, проживанию, и окончанию этой маленькой жизни. Настоящий мастер заставляет жить кусок дерева и натянутую проволоку.  Я не знаю нот и теорию искусств, но я отличаю живое от мертвого. 

Вот теперь мне и самому стало понятнее, почему визуального аспекта композиции достаточно, чтобы определить мастерское исполнение. Ведь только настоящий мастер может отрешиться от физических и технических аспектов игры, забыть об игре. И это забывание игры видно, именно видно, и неискушенному в музыке человеку.