Это не то что мы слышим - это то что мы видим


Это не то что мы слышим, это то что мы видим - старая истина, и недавно я наткнулся на свежее ей подтверждение, причем подтверждение из сферы, где звук главенствует, из сферы музыки, классической музыки. БиБиСи опубликовала статью, рассказывающую об исследовании, показавшем, что обычные люди точно определяют результаты музыкальных конкурсов, просто просмотрев немую видеозапись выступлений. Именно так, видеозапись без звука; визуальной информации, визуального впечатления достаточно, чтобы определить победителей конкурса. Определить точно так же, как их определило жюри, составленное из музыкальных экспертов. И эти эксперты были в зале во время выступлений, они применяли сложные критерии оценки, и тем не менее, они пришли к тому же результату, что и дилетанты просмотревшие немую видеозапись. Меня это заинтересовало, и я решил узнать побольше об исследовании. 

Выяснилось, что исследователи подошли к делу серьезно  - у них были контрольные группы, одна из которых смотрела видео со звуком, а другая только слушала запись без видео. Контрольные группы определить победителей не смогли, их рейтинг не отличался от случайного распределения.
Такое же исследование провели с участием профессиональных музыкантов и музыкальных экспертов и получили аналогичные результаты. Группа, которая смотрела немую видеозапись, точно определяла победителей, контрольные группы просто гадали.  Подробности можно
прочитать на сайте БиБиСи, оригинальная публикация здесь.
 

Уж не знаю, какие выводы сделают из результатов исследования музыканты - возможно, начнут отрабатывать визуальную компоненту своего выступления, а не просто стремиться к совершенному звучанию. Организаторы же конкурсов могут задуматься, а нужно ли вообще привлекать дорогостоящих музыкальных экспертов в качестве судей, если достаточно разместить немое видео в Интернете - и голос толпы точно также определит победителей. Но лично меня статья затронула вовсе не тем, что судьи  эксперты рискуют потерять работу, а тем, что я кое-что понял о себе, о том как я воспринимаю музыку, да и не только музыку. 

Например, я зачем то покупаю билеты на концерты в филармонии в первые ряды, хотя звук лучше в середине зала. Звук лучше в середине, но вот лиц не видно. А на лицах - драма, экспрессия, страсть. И я уже не только слушаю музыку, я ее вижу, вижу прошедшей через ум и сердце исполнителя. И оцениваю я музыканта именно по тому, что я вижу. И запоминаю я, получается, то что вижу.

Лет восемь назад в филармонии выступал французский пианист, настоящий виртуоз. Для меня это было выступление, а для него же это было погружение, погружение в другой мир, в мир, каждый раз заново создаваемый им и композитором. Музыка была прекрасна, но я ее только слышал, он же в ней существовал. И его движения, игра эмоций на его лице, были как послания, как проблески из того мира, мира, в который я никогда не попаду, но к которому смог прикоснуться благодаря музыканту. Ярчайшее, незабываемое впечатления, но признаюсь, я совершенно не помню, что он играл, я помню только как. 

Можно конечно дать этому простое объяснение, мол мы люди - визуалы, запоминаем в основном картинки, запоминаем так хорошо, что можем воссоздать их в голове, а вот звуки запоминаем плохо. Мы звуки переживаем, и помним только переживания. Что кстати, делает музыку очень дзэнской - получается, она существует только здесь и сейчас, и мы не можем ее запомнить, поместив в клетку прошлого, не можем и проецировать ее в будущее. 

Что-то меня потянуло на буддизм. Хотя, почему бы нет. Ведь чтобы так погрузиться в музыку, как это делал тот пианист, как это делают мои любимые "Киевские солисты" надо забыть о рояле, забыть о скрипке, забыть о технике, надо перестать думать, надо перестать играть.  

И лишь перестав играть, музыкант проживает, переживает, оживляет музыкальную композицию, живет ею, пьеса - “это маленькая жизнь”. И зритель приходит в восторг от сопричастности к рождению, проживанию, и окончанию этой маленькой жизни. Настоящий мастер заставляет жить кусок дерева и натянутую проволоку.  Я не знаю нот и теорию искусств, но я отличаю живое от мертвого. 

Вот теперь мне и самому стало понятнее, почему визуального аспекта композиции достаточно, чтобы определить мастерское исполнение. Ведь только настоящий мастер может отрешиться от физических и технических аспектов игры, забыть об игре. И это забывание игры видно, именно видно, и неискушенному в музыке человеку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий